3D-технологии в Web. Часть 2

23 июль, 2002 - 23:00Сергей Митилино
Предлагаемая вашему вниманию публикация продолжает обзор средств для представления содержимого трехмерных сцен в Internet, и во второй части статьи речь пойдет о ПО, которое позволяет просматривать и создавать объемные сцены для Web.
Трехмерные сцены в окне броузера

Viewpoint

3D-технологии в Web. Часть 2
Различные технологии Viewpoint в действии
3D-технологии в Web. Часть 2
Безусловно, из всех технологий представления трехмерных объектов в Web разработки этой компании наиболее известны. В предыдущей статье, посвященной Metastream (ключевой продукт Viewpoint) и опубликованной в нашем еженедельнике два года назад, как раз и говорилось о полной переориентации ее деятельности в сторону создания и поддержки 3D-технологий для e-коммерции. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги.

На самом деле, сузив спектр предлагаемых продуктов, специалисты компании так расширили функциональность оставшихся, что образовалось с десяток новых направлений бизнеса. Например, plug-in Viewpoint Media Player, подключаемый к броузеру, помимо звучного названия "graphical operating system", приобрел проигрыватель VET (Viewpoint Experience Technology -- внутренний формат системы), Macromedia Flash и ZoomView.

ZoomView -- это пример использования принципа MIP-текстурирования в двухмерной графике. Изображение разбивается на области, для любой из которых существует множество "тайлов" (tiles). В каждый момент загружаются только те из них, что необходимы на данном уровне детализации, но если пользователь принимает решение увеличить картинку, подгружаются недостающие элементы.

Другая эффектная, но малотехнологичная новинка -- HyperView. С помощью XML вы можете создать объекты, выходящие за пределы окна отображения. Например, виртуальный автомобиль способен выехать из броузерного окна и прокатиться по рабочему столу, а анимационный человечек -- прогуляться по тексту Web-страницы, комментируя ее содержание. Учитывая, что Viewpoint -- это отдельный программный продукт, а не Java-скрипт (хотя и скриптинг предоставляет такие возможности) -- ничего удивительного в этом нет.

Область применения трехмерной графики в Web столь же широка, как жизнь, тем не менее менеджеры Viewpoint выделили несколько наиболее важных или характерных направлений, и доминирует здесь, конечно, реклама. Компания предлагает поразить воображение пользователей с помощью различных вариантов рекламных блоков: трехмерные баннеры, отображающие статические или даже интерактивные объекты, расположенные внутри или вне баннерного пространства (3D HyperView).

Другой индустрией, выигравшей от внедрения трехмерных технологий Viewpoint, стала медицина. Речь идет, естественно, не об операциях в виртуальном пространстве, а о той же рекламе, но уже медицинского толка. Специалисты также падки на красочные проспекты, однако без детального описания механизмов воздействия лекарств на человеческий организм и функциональных особенностей аппаратуры убедить в необходимости покупки никого не удастся. Как логично отмечают авторы соответствующего раздела на сайте Viewpoint, трехмерные фотореалистичные анимационные последовательности выглядят лучше, дают больше информации, а занимают существенно меньше места, чем аналогичные описания, созданные с помощью традиционных средств потокового аудио и видео. Изюминка проекта -- готовые формы-шаблоны для всех основных видов медицинской рекламы. Подготовлены следующие модули: процедуры и лекарства, подробности устройства (3D, ZoomView), компоненты становятся устройством (интерактивная сборка/разборка), отследи свое состояние (визуальное отображение изменения состояния пациента), сравнение лекарств, изучение процедур и приема лекарств.

Также нельзя не упомянуть о виртуальных витринах, оформленных с помощью трехмерных изображений. Возможность рассмотреть объект покупки с разных сторон и даже имитация его функциональности были, есть и будут оставаться чрезвычайно важными элементами успешного Web-магазина. Единственное, что заставляет задуматься об оправданности немалых усилий, положенных на создание объемных интерактивных моделей, -- низкая популярность идеи как среди потребителей, так и среди владельцев сетевых лавок. То ли процесс подготовки моделей чересчур утомительный и затратный, то ли просмотр не слишком удобен, но "историй успеха", связанных с технологиями виртуальной реальности, в e-коммерции чрезвычайно мало.

Клиентура у Viewpoint собралась знатная, ничего не скажешь. Имена вроде Christian Dior, Dell, Alpha Romeo, Volvo и HP внушают уважение. Две наиболее пикантные истории связаны с Nike и Playboy. Первая из упомянутых компаний искала способ доказать посетителям своего сайта преимущества новых спортивных женских бюстгальтеров -- для этого надо было эффектно изобразить динамику их поведения. Viewpoint пришлась как раз ко двору со своими интерактивными трехмерными моделями. Сотрудников Playboy заинтересовала технология ZoomView -- благодаря внедрению этого продукта посетитель может в мельчайших деталях рассмотреть модели журнала.

Финансовые аспекты деятельности Viewpoint, к сожалению, разочаровывают. Несмотря на рост доходов (4,5 млн. долл. за первый квартал 2002 г. против 2,8 млн. долл. за тот же квартал прошлого года), компания продолжает оставаться убыточной -- почти 2 млн. долл. недосчитались инвесторы в своем бюджете за первый квартал 2002 г. Некоторое утешение должны принести интеграция VET в Adobe Atmosphere и Adobe Photoshop 7.0, а также сотрудничество с AOL.


Shockwave3D

Не остался в стороне от освоения трехмерной Сети и флагман в области графики для Internet -- компания Macromedia. Но в случае Shockwave3D мы имеем дело даже со своеобразным тандемом двух индустриальных гигантов -- в создании этой технологии приняла непосредственное участие сама Intel. Маркетологи корпорации поступили верно -- вместо того, чтобы тратить деньги и репутацию на собственный дебют в несвойственной для нее области, они решили перепоручить все практические аспекты внедрения фирме-партнеру, в данном случае -- Macromedia. Так в Macromedia Director 8.5 появилась поддержка трехмерных объектов. Технология сразу получила миллионную аудиторию пользователей Shockwave Player и армию лояльных дизайнеров.

Функциональность визуализатора от Intel на уровне: скелетная анимация и анимация по ключевым кадрам, моделирование частиц, специальный нефотореалистичный рендеринг (стилизация под рисованное изображение), детектор коллизий, соблюдение законов физики. Особо следует отметить функцию динамического изменения количества полигонов. Идея фактически аналогична положенной в основу продуктов Metastream/Viewpoint. Правда, в отличие от Viewpoint, у Intel есть и обратная версия алгоритма. Если в сцене присутствует множество кривых сложных поверхностей, то для их описания потребуется большое количество данных. Это увеличивает размер файлов, которые необходимо загрузить пользователю. Решает проблему методика Subdiv -- плейер самостоятельно увеличивает число полигонов там, где их, по его мнению, слишком мало. Это позволяет получать гладкие кривые даже при небольшом количестве точек в модели.

В качестве скриптового языка Shockwave3D использует Lingo. Что касается конструирования моделей и сцен, то на сегодняшний момент анонсированы соглашения с разработчиками Alias|Wavefront, Discreet, NxView и Softimage по обеспечению возможности экспорта данных из приложений, созданных этими компаниями, в формат Macromedia Director.


Brilliant Digital Entertainment

3D-технологии в Web. Часть 2
Brilliant Digital Entertainment
3D-технологии в Web. Часть 2
Продукт данной компании представляет собой совершенно уникальное явление. На ее сайте предлагается загрузить b3d Studio 2.5 -- мощный пакет подготовки трехмерной графики и анимации для Web, а также проигрыватель-плагин b3d Projector, называемый PR-менеджерами фирмы "самым загружаемым 3D-плейером в Internet на сегодня". Список функций Studio 2.5 просто ошеломляющий. Во-первых, программа умеет обращаться с форматами 3ds max и Maya. Во-вторых, она предоставляет мощный арсенал средств синхронизации, установки триггеров, импорта аудио и видео к услугам художника-аниматора. В-третьих, в пакет интегрирована подсистема синхронизации движений губ гуманоидных моделей с реальной речью. Ролики можно перемежать с Web-страницами, включающими даже Flash-анимацию.

Самое же любопытное заключается в том, что Brilliant Digital Entertainment является соучредителем анимационной студии MadCap Studios. На ней создаются трехмерные мультфильмы с использованием технологии захвата движения. Они производят короткие эпизоды по мотивам сериала "Принцесса Ксена", фильмов о Супермене и рок-группе KISS ("Kiss immortals"). Более того, американский партнер студии предлагает своим клиентам необычную сделку: хотите развлечь посетителей своего сайта -- разместите наши ролики у себя... совершенно бесплатно! Таким образом, боссы Brilliant Digital пытаются убить сразу двух зайцев -- удовлетворить потребности клиента и привлечь дополнительное внимание к своему ПО.

Другие претенденты

3D-технологии в Web. Часть 2
3D-технологии в Web. Часть 2
Образцы визуализации технологии sumea
 
3D-технологии в Web. Часть 2
TurnTool Toolbox
Необязательно устраивать целую революцию в спецификациях языка, чтобы реализовать трехмерную графику в Web -- так считают специалисты финской компании sumea. Они умудрились поместить в миниатюрном по размерам модуле на языке Java мощный механизм визуализации, способный генерировать фотореалистические изображения. От пользователя не требуется загружать специальные модули или утилиты -- только Java-апплет, который содержит в себе как проигрыватель, так и графические данные. Инструментальное средство sumea::engine поставляется с конвертерами для форматов Lightwave 3D и 3ds max.

Одним из самых популярных в данный момент подходов к представлению трехмерных сцен в сети является создание не тяжеловесных средств редактирования, а только небольших утилит-конвертеров, которые преобразуют форматы распространенных средств разработки объемных моделей (например, таких, как продукты Discreet или Alias|Wavefront) в собственный, больше подходящий для Web.

Среди наиболее ярких представителей этого племени -- TurnTool Toolbox, программный пакет, "сопряженный" с 3ds max. Количество дизайнеров, знакомых с этим пакетом, не поддается учету, следовательно, мощный инструментарий для создания контента TurnTool обеспечен. Конечно, есть некоторые ограничения, вроде того, что сцена, предназначенная для демонстрации с помощью плейера, должна содержать не более 30 тыс. граней (faces). Мир на основе такого подхода не построишь, но порадовать Web-путешественника трехмерными элементами интерфейса или моделями продукции вполне реально. Если вышеописанный продукт не вполне отвечает вашим требованиям, попробуйте аналоги, благо они существуют -- японская Micronet создала для 3ds max плагин 3D Atelier IT.

Сотрудники университета Карнеги--Меллона тоже решили приобщиться к всеобщему движению виртуализации Web. На сайте wonderland.hcii.cs.cmu. edu выложены результаты их экспериментов -- система Alice. Она не предназначена для создания трехмерных моделей: чтобы ввести новые объекты в среду, придется воспользоваться 3ds max. OBJ- и DXF-файлы легко конвертируются во внутренний формат системы ALI с помощью Alice Development Environment. Здесь же автор виртуальной среды создает скрипты на языке Python -- это единственный способ оживить обстановку, запрограммировать динамику и реакцию на действия посетителя. Если быстродействие интерпретируемого языка не удовлетворяет, существует возможность подключать C-модули. В документации к Alice особый акцент делается на простоте обращения с пакетом, говорится, что это некий аналог конструктора LEGO для трехмерной графики в Web. Даже выбор скриптового языка был обусловлен его простотой.

3D-технологии в Web. Часть 2
Система визуализации для Web -- Alice
Alice распространяется бесплатно: как плагин, так и среда разработки. Первый занимает около 850 КВ и подключается к броузеру с помощью Java-апплета. Development Environment более объемна -- закачать придется 17 МВ.


Заключение

Почему 3D-графика для Web все еще не в состоянии завоевать достойное место в сердцах пользователей? К сожалению, ответов тут больше, чем хотелось бы. Как отмечалось в начале этой публикации, растущая мощь настольных ПК и Internet-каналов стимулирует интерес к обсуждаемой теме, но, увы, ее все еще не вполне достаточно для того, чтобы 3D стал повсеместным. Загрузка сцен, объем которых исчисляется сотнями килобайт, да и скорость отображения в большинстве случаев оставляют желать лучшего. Непопулярности 3D в Internet способствует и разобщенность поставщиков инструментального ПО. За годы напряженных усилий им не удалось выработать единый стандарт.

Но во главе угла, по-видимому, все-таки стоит сложность подготовки трехмерного контента. Одно дело -- нарисовать баннер или элемент интерфейса в Photoshop, другое дело -- нанимать профессионального 3D-дизайнера, чтобы изготовить фактически виртуальный прототип товара, будь то принтер или автомобиль. А спроектировать целый мир -- это уже задача не из легких.

Вероятно, разорвать замкнутый круг смогут лишь энтузиасты, критическая масса которых постепенно формируется в сообществах наподобие Activeworlds. Эти люди получают теоретические знания и практические навыки, что со временем пригодится им при реализации коммерческих проектов. Когда-нибудь они найдут точку опоры и перевернут наши представления о том, каким должен быть "классический" Web.