$329 за iPad mini - проверка боем

5 ноябрь, 2012 - 13:35Виталий Кобальчинский

Утром в субботу во всем мире началось массовая поверка неоднозначного ценового эксперимента Apple. Мне не припоминается когда еще такое множество наблюдателей в индустрии и просто экстравертных потребителей не оказывались в – печальной ли, радостной ли, но уверенности, что легендарное рыночное чутье флагманов этой компании наконец дало сбой.

«Рыночный дебют миниатюрной версии iPad ознаменовался самыми миниатюрными в истории компании очередями к началу продаж» (San Jose Mercury News). 

Это ощутили калифорнийцы, коротавшие ночь перед премьерой в непривычном одиночестве под дверями магазинов Apple. В Гонконге сотрудников Apple, оказалось больше, чем покупателей, которых они встречали радостными аплодисментами, а британцы впервые без суеты отоваривались свежайшими планшетами у свободных прилавков шопа на Риджент-стрит. Но в измученном паводком Нью-Йорке очередь из 600 фанатов смела iPad mini с полок главного центра продаж Apple на Пятой Авеню за несколько первых часов после открытия.

Ряд наблюдателей, впрочем, считают, что специфика дебюта mini не в малом спросе, а в том, что необычно велика доля покупок по онлайновым предзаказам. В любом случае, об успехе или неуспехе определенно можно будет сказать по итогам даже не первого уикэнда, а месяца или квартала, если делать допуск на возможно иную стартовую динамику, чем у других портативных продуктов компании.

В своем роде mini это новый стартовый опыт для Apple. Это не абсолютно революционный продукт, как первые iPhone или iPad, и не вкусный "ретинальный" апгрейд уже привычных устройств. Шаг в сторону с прочно завоеванной базы в территорию, хорошо застолбленную другими производителями.

Непривычную партию догоняющего Apple отыграла в своем стиле, который почему-то оказался для многих полной неожиданностью. С точки зрения элементарного здравого смысла цена iPad mini, $329, которая как минимум на $100 выше, чем у практически эквивалентных по возможностям продуктов компаний-лидеров этого рынка, действительно выглядит нелепицей. И именно такую элементарную логику эксплуатируют соперники Apple в своих (анти)рекламных кампаниях. 

«Вы предлагаете худший экран, но устанавливаете цену больше и еще обвиняете других в компромиссе!», атакует на своей домашней странице Amazon, сравнивая mini с 199-долларовым Kindle Fire HD. «Цена iPad mini завышена», вторит им президент Microsoft Windows Division Стивен Синофски (Steven Sinofsky).

Ещё полгода назад обсасывая тему мини-версии iPad, блоггеры  были единогласны в мнении, что стартовая цена на такой продукт будет в диапазоне $200-$250 иначе его ждет рыночный провал. Что-ж, в первом прогнозе они ошиблись, а ошиблись ли, в свою очередь, высокооплачиваемые маркетологи Apple, покажет уже ближайшее время. О ряде прогнозов развития продаж в недельном дайджесте уже писал Михаил Лаптев.

Но оставив в покое непредсказуемый рынок, следует отдать должное логике ценообразования Apple. Да, при $250 mini стала бы абсолютным бестселлером в категории 7-дюймовых планшетов, но какой ценой? Уилсон Розман (Wilson Rothman) из NBC News напоминает, что магистральным ориентиром Apple было и остается получение прибыли. Игры конкурентов, верящих, что  завоевывают рынок, продавая продукцию с минимальной или отрицательной маржой, для нее несвойственны.

Выполненные в IHS, ранее известной как iSuppli, разборки показали, что стоимость компонентов iPad mini 16 ГБ можно оценить в $188, что в первом приближении (абстрагируясь от прочих затрат) приносит Apple $141 с каждым проданным планшетом. Для Nexus 7 с таким же объемом памяти цена материалов составляет $159,25 при розничной цене $200. Что касается Amazon, то она уже достаточно ясно дала понять, что теряет деньги на Kindle Fire HD.

Критики могут говорить, что Apple всего лишь уменьшила iPad, повысив цену, старший вице-президент компании Джони Айви (Jony Ive) может им возражать, что mini не уменьшен, а «сконцентрирован». Самая же большая потребительская правда в том, что полноценный на 100% планшет с iOS теперь можно купить потратив гораздо меньше денег. Раньше стесненные в средствах покупатели могли сэкономить четверть цены, приобретая новый же планшет, но не самой последней версии, теперь, остановив выбор на iPad mini, они выигрывают уже треть ($170) стоимости iPad with Retina.

При этом покупатель получает огромнейший бонус повысившейся портативности. Фактически, mini совершенно новый продукт, с новым сценариями использования. Он несколько менее стандартного iPad подходит для работы с документами и внешними клавиатурами, но гораздо более удобен для чтения, игр, просмотра видео и веб-страниц вдалеке от дома или офиса. Его уже даже успели вставить в приборный щиток автомобиля

Другие 7-дюймовые планшеты стоят меньше и зачастую имеют большее разрешение. Но iPad mini стал самым тонким (даже тоньше iPhone и Kindle Paperwhite) и самым лёгким продуктом в указанной категории, несмотря на более крупный (читай, более удобный) 7,9-дюймовый экран. Первые крэш-тесты, пусть и неоднозначно, но показывают преимущество mini, как по сравнению с Android-соперниками, так и с полноразмерными iPad.

Итак, своей «парадоксальной» ценой Apple устанавливает собственную категорию, лишь отчасти пересекающуюся с миром 7-дюймовых планшетов. Ее продукт можно расценивать, с одной стороны как уменьшенный, удобный и как никогда доступный iPad, с другой как крупноформатный, но все такой же тонкий iPod Touch, впервые отображающий текст и веб-страницы без компромиссов.

Самая дешевая версия iPad, дорогая модель премиум-класса (по бренду и качеству исполнения) 7-дюймового планшета, устройство на iOS с самой сбалансированной портативностью. То, что эти факторы действительно притягательны и «работают», возможно, демонстрирует тот факт, что дебют новых iPad4 на фоне своего меньшего собрата прошёл практически незамеченным

P.S.

Подоспели итоги продаж за уикэнд. В свете вышеизложенного весьма интересно было узнать, что за этот период успели раскупить 3 млн iPad. Вдвое больше, чем в марте, когда вышла iPad 3! Вот вам и миниатюрные очереди, вот вам и подтверждение гипотезы об преимущественно онлайновых заказах. Статистика не разделяет мини и обычные планшеты, но учитывая «невидимый дебют iPad 4» следует ожидать, что в первые дни преобладающим спросом пользовалась именно компактная новинка.