`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Марк Шаттлворт, Canonical (Ubuntu): «За Linux – будущее»

Статья опубликована в №48 (567) от 19 декабря

0 
 

Сегодня Украине грех жаловаться на недостаток внимания со стороны высокопоставленных представителей IT-индустрии, однако по-настоящему яркие, харизматичные личности (о которых чуть ли не слагают легенды) все еще нечастые гости. Тем интереснее нам было пообщаться с Марком Шаттлвортом (Mark Shuttleworth), уроженцем ЮАР, «отцом» популярного Linux-дистрибутива Ubuntu и не только успешным бизнесменом, но еще и вторым в истории человечества космическим туристом.

Марк, расскажите немного о себе. Как вы пришли к Linux и почему вдруг увлеклись космосом?

Марк Шаттлворт «За Linux – будущее»
Марк Шаттлворт
(Mark Shuttleworth)

Еще будучи студентом в Кейптауне, я очень заинтересовался Интернетом. Я стремился узнать буквально все о Глобальной Сети, и, конечно, для начала нужно было подключить свой компьютер к сети университетского кампуса. Однако это оказалось не так-то просто, поскольку в те времена даже Windows не обеспечивала такой возможности. В один прекрасный день мне посоветовали использовать операционную систему Linux, и хотя это также было не очень просто, но в конце концов я смог изучать мир Интернета и информационных технологий. Так, Linux стала для меня платформой сначала для учебы, а после помогла воплощать в жизнь многие мои идеи, в первую очередь в области разработки программ.

По окончании университета я решил заняться вопросами криптографии и защиты транзакций в Сети. И именно Linux позволила мне сделать свой бизнес действительно глобальным – вскоре очень доступные сервисы появились в Америке, Европе и даже Африке. Моя компания (Thawte) развивалась очень успешно, но в 1999 г., когда все принципиальные моменты остались позади, я решил ее продать. А после этого осознал, что могу позволить себе заниматься буквально всем, чем хочу, и задался вопросом, а о чем же я больше всего мечтаю в своей жизни? Оказалось, что это... полет в космос. И вскоре я прибыл в Россию, где начались длительные процессы переговоров и тренировок, а год спустя отправился в космос. По возвращении же я решил взяться за новое дело, поскольку сидеть на месте не в моих правилах. Так появилась Ubuntu – как проект десктопной Linux, максимально доступной и дружественной к пользователю.

А как, с вашей точки зрения, нет ли чего-то общего между Linux и космосом?

Пожалуй, есть. Оба этих явления стали причинами огромных перемен в мире. Посмотрите, какие плоды уже принесло нам освоение космоса, причем соответствующие технологии очень быстро становятся достоянием всех людей, не только избранных – об этом, кстати, свидетельствует и зарождение космического туризма. В свою очередь, Linux также сделала доступным целый спектр информационных технологий и дала заметный толчок всей индустрии. Таким образом, они являются символами разительных глобальных изменений, которые происходят сегодня и будут продолжаться завтра. Вот почему, наверное, очень важно это чувствовать и стремиться на передовую прогресса.

Сегодня ваш основной бизнес связан с фирмой Canonical. Расскажите о ней немного: в чем состоят ее задачи, каковы основные проекты?

Canonical является частной компанией, зарегистрированной на острове Мэн (Isle of Man). В ее цели входят всемерное развитие и продвижение ПО с открытым исходным кодом, в том числе и спонсирование ряда перспективных, на наш взгляд, проектов. Коммерческая же составляющая, как и у многих организаций, сделавших ставку на Open Source, формируется из технической поддержки пользователей Linux (в первую очередь, конечно, Ubuntu), различных видов сервиса, системной интеграцией и адаптации продуктов под нужды потребителя. Из всего вышесказанного уже, наверное, понятно, что больше всего мы работаем с Ubuntu, хотя сам по себе этот проект является публичным.

А какой свой проект вы считаете самым выдающимся?

Это зависит от смысла, который вкладывается в данную характеристику. Впрочем, в любом случае, наверное, начать стоит с Thawte. Эта компания была феноменально успешной в коммерческом плане.

Тогда почему она была продана?

Дело в том, что Thawte стремительно росла, и со временем стало понятно, что она выходит на уровень действительно глобального бизнеса. Чтобы проект оставался успешным, необходимо было открывать новые офисы и вкладывать деньги в популяризацию торговой марки. Это означало, что мне пришлось бы оставить все прочие дела и заниматься исключительно Thawte. Однако я понимал, что самый интересный и принципиальный этап ее развития уже позади. Я, безусловно, мог бы остаться в этом бизнесе, но мне было бы просто скучно. Поэтому я решил продать Thawte какой-нибудь известной компании, а самому заняться новыми продуктами. Вероятно, это главная черта моего характера – постоянно искать испытания и приключения.

Получается, что Ubuntu – это чуть ли не хобби?

В некотором смысле, пожалуй, да. Как бы то ни было, Ubuntu – это мое страстное увлечение. Но в то же время для меня очень важно, чтобы и компания (Canonical) была коммерчески стабильной. Я хочу, чтобы она оставалась успешной даже в том случае, если я снова решу начать новый бизнес. Кроме того, только стабильное в финансовом плане предприятие сможет предложить нечто, способное оказать влияние на индустрию программного обеспечения.

Ваша компания осуществляет различную деятельность по всему миру. Какие у вас планы относительно Украины?

Я думаю, что у вашей страны достаточно хороший потенциал, чтобы образовать здесь новый офис, который бы занимался поддержкой и профессиональными сервисами не только для локального, но и для глобального рынка. В Украине очень высокий уровень образования, много проектов, касающихся новых технологий. На данном этапе мы собираемся открыть небольшое представительство, чтобы обеспечить формирование партнерских отношений с местными компаниями, а дальше будет видно.

Давайте вернемся к Linux. Как появилась Ubuntu, и почему вы посчитали, что нужен еще один дистрибутив Linux?

Основной мотив, как я уже говорил, – желание предоставить общественности Linux, с которой было бы удобно работать обычному потребителю. В любом случае, за последние два года Ubuntu стала значительно популярнее прочих (десктопных) дистрибутивов Linux, а это значит, что мы действуем правильно и наши усилия оправдываются. Мы разработали и распространяем бесплатно ПО промышленного качества – именно этого всегда ожидали пользователи Linux. К примеру, если бы по такому же пути пошла Red Hat, нам было бы очень сложно добиться успеха.

В чем вы видите основное отличие Ubuntu от прочих дистрибутивов?

Прежде всего это простота установки и легкость применения. Мы стараемся ставить перед пользователем как можно меньше дилемм. Например, по умолчанию предлагаем только один почтовый клиент и один браузер, тогда как основные конкуренты – три-четыре. Это существенно упрощает начальное освоение Linux и коллективное решение возникающих проблем, поскольку большинство пользователей работают с одинаковым программным обеспечением. Кроме того, такой подход позволяет нам размещать дистрибутив всего на одном компакт-диске, что обеспечивает высокую скорость инсталляции. С другой стороны, это никоим образом не ограничивает опытного пользователя, поскольку для Ubuntu доступно даже больше дополнительных пакетов (скажем, весь арсенал Debian), чем для других дистрибутивов, в том числе от Red Hat и Novell. Наконец, мы можем похвастать очень активным сообществом приверженцев, число которых уже измеряется сотнями тысяч. Они охотно помогают друг другу, и кооперация находится на высшем уровне – подтверждением тому служат многочисленные форумы. Если же свести все это воедино, то Ubuntu по праву сегодня считается лучшим вариантом Linux.

Но с другой стороны, фрагментация мира Linux – зло?

Вы знаете, я так не думаю. Наверное, одной Linux, которая бы считалась эталоном, быть не может, да и не должно – ведь запросы пользователей весьма разнятся. Даже мы вынуждены работать в нескольких направлениях – кроме собственно Ubuntu, мы еще выпускаем Edubuntu (ориентирована на сегмент образования) и Kubuntu (базируется на KDE). Безусловно, все эти дистрибутивы имеют много общего в своей структуре, да и административные инструменты у них практически одинаковые. Все они также могут работать на одном и том же оборудовании. Но несмотря на это, каждый имеет свою направленность, и за счет этого создается даже определенная сегментация внутри сообщества.

Ubuntu сегодня действительно очень популярна, в том числе и потому, что распространяется бесплатно. А видите ли вы за ней коммерческий потенциал?

Безусловно, иначе зачем бы существовала Canonical? Бизнес-модель традиционна для Open Source – мы зарабатываем на технической поддержке. Хотя в вашей стране подобные услуги пока не слишком популярны, на Западе большие компании охотно пользуются профессиональной помощью сторонних организаций. Поэтому мы уже заключили контракты с рядом фирм, которые занимаются поддержкой местных пользователей за соответствующую плату. Еще одной важной статьей дохода является адаптация ПО под конкретные нужды потребителя. Например, компания Google использует Ubuntu и иногда хочет что-либо доработать в системе под свои нужды. Разумеется, это стоит денег.

А как вы относитесь к последним громким событиям в мире Linux, например недавнему заключению договора между Microsoft и Novell?

С одной стороны, я думаю, что желание Microsoft приблизиться к Linux является хорошим знаком. По меньшей мере, это означает, что они видят за Linux определенный потенциал и собираются пристально следить за развитием событий. Но, к сожалению, Microsoft допустила ряд ошибок, в первую очередь, собираясь контролировать Linux с помощью различных патентных и лицензионных ограничений. Мне кажется, что ничего из этого не выйдет, и союз Microsoft и Novell долго не просуществует. Но в любом случае подобные события демонстрируют, что Linux сегодня действительно имеет огромное влияние на всю индустрию программного обеспечения.

Может быть, Microsoft хочет поддерживать только Novell? Ведь Novell является большой коммерческой компанией...

...которая каждый год теряет большие деньги. Правовой язык GPL не подразумевает того, что можно поддерживать отдельные версии Linux, а прочие оставлять за бортом. Microsoft и Novell попытались как-то обойти эту преграду за счет различных юридических ухищрений, однако следующая версия GPL сведет их усилия на нет и постарается загодя пресечь повторные подобные попытки. В конце концов, Novell может сама потерять право на поставки своей продукции. А Microsoft, конечно, необходимо осознать, что кооперация с миром Linux не должна ограничиваться сомнительными соглашениями лишь с отдельными компаниями. Поэтому не думаю, что данная сделка окажет столь уж значительное влияние на индустрию. Она, безусловно, слегка изменит расстановку сил, но вряд ли повредит общему росту популярности Linux.

Давайте взглянем на картину в целом. Microsoft заключает сделку с Novel, Oracle «атакует» Red Hat, Sun Microsystems открывает Java. Похоже, в индустрии Open Source происходит накопление критической массы. Последует ли взрыв?

Да, нечто подобное мы и наблюдаем – неуклонный рост интереса к Linux. Какого рода «взрыв» следует нам ожидать – не берусь предсказывать, но в любом случае надеюсь, что Ubuntu всегда будет первой реагировать на перемены. Каждое из перечисленных событий, несомненно, сказывается на всей индустрии, связанной с Open Source, и вызывает адекватную реакцию со стороны пользователей. Я, в частности, очень доволен последними действиями Sun Microsystems. Что касается картины в целом, то, как я уже говорил, все свидетельствует о том, что Linux – это платформа будущего.

С какими трудностями сегодня индустрия Open Source сталкивается чаще всего, и какие задачи перед ней стоят в ближайшем будущем?

У меня есть список из тридцати пунктов, которые мы должны добавить в Linux в первую очередь. Самым главным является совместимость с оборудованием – очень важно, чтобы наши ОС работали на разных конфигурациях и не ставили в затруднительное положение пользователей с первой же минуты знакомства. Поэтому мы очень ценим наше сотрудничество с Intel, позволяющее нам обеспечивать в Linux поддержку наиболее современных платформ. Следующий важный момент – предоставление интегрированного пользовательского интерфейса, не худшего, чем в Windows. Безусловно, не все пока идет гладко, нам еще требуется определенное время, но могу точно сказать, что мы на пути к успеху. Необходимо также учитывать экономический аспект. Мы должны не только продемонстрировать людям достоинства Linux, но и доказать, что их можно получить по существенно меньшей цене, чем на других ОС. Если нам удастся воплотить эти планы в жизнь, то Linux сможет в короткие сроки стать очень популярной программной платформой во всех сегментах.

Но сегодня статистика показывает, что Linux не пользуется большим успехом на десктопном рынке.

Если вы посмотрите на другие, более успешные сейчас сегменты в исторической перспективе, то обнаружите, что Open Source решения некоторое время продвигаются довольно медленно, но в какой-то момент что-то происходит, и начинается стремительный подъем. Я думаю, что достигнув того же уровня функциональности, что и патентованные системы, открытое ПО, несомненно, станет более популярным. Возьмем, к примеру, FireFox. Поначалу этот браузер не вызывал большого интереса, а затем в предельно короткие сроки сделался популярным. На мой взгляд, перелом произошел именно тогда, когда он достиг такого же уровня стабильности и функциональности, как и коммерческие программы.

Кроме того, жизнь не стоит на месте, и наши усилия уже начинают постепенно оправдываться. Например, правительство Китая к концу 2010 г. планирует полностью перейти на программное обеспечение под Linux. В Бразилии государственные структуры также отдают предпочтение Оpen Source ПО. В Испании мы помимо всего активно сотрудничаем с сегментом образования, где охотно используют Ubuntu.

То есть вы считаете, что Linux необходима поддержка государства?

Государство может послужить довольно сильным катализатором. Появление такого большого клиента, заинтересованного в покупке аппаратного и программного обеспечения, а также сервиса для Linux, несомненно, мотивирует индустрию к инвестициям в разработку различных предложений для данной ОС. Характерно, что в тех странах, где правительство начинает использовать Linux, повышается спрос на эту платформу и в частном секторе.

Что бы вы пожелали читателям нашего еженедельника?

Я бы просто хотел посоветовать украинским пользователям обратить внимание на продукцию Ubuntu и в любом случае попробовать Linux в деле. Если вам надоели вирусы и spyware, Ubuntu станет для вас отличным выбором.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT