2006-2010: Во что превращается бизнес-анализ?

28 апрель, 2011 - 15:07Александр Черников

Вот уж о чем любят толковать — так это о бизнес-аналитике. Вот уж что почти не применяют в нашей стране — так это бизнес-аналитику. Но, не вдаваясь в причины первых двух явлений, мы уделим внимание иному вопросу, который и стал названием этой статьи.

Как известно, большое видится на расстоянии. Поэтому вместо того, чтобы скрупулезно описывать вялотекущие год из года явления, попробуем охватить их, так сказать, одним взглядом. Основой этого взгляда будет сравнение двух гартнеровских квадрантов по платформам BI — за 2007 и 2011 годы. Попробуем разобраться, что принесла очередная ударная пятилетка интеллигентам от бизнеса и помечтать о том, что же будет дальше. А для тех, кто хочет более подробно изучить методологию исследований и описание компаний, попавших в ту или иную четверть квадрантов, мы приводим в аттаче оба оригинальных годовых отчета об этих исследованиях.

2006: Время больших ожиданий

Рынок платформ бизнес-аналитики (Business Intelligence Platforms, BIP) пока еще находится во власти чистых BI-разработчиков, но несколько поставщиков больших приложений и инфраструктуры ПО уже стали им намного более сильными конкурентами, чем это было в 2006 г.

Краткий обзор рынка

Две главных тенденции доминировали на рынке BIP в 2006 г. и именно они будут определять развитие данного направления в дальнейшем.

1. Промышленность приняла взгляд на BI как на технологию обработки данных, которая должна управляться процессами и стратегией (process- and strategy driven) и не заключается только в определении значений ключевых индикаторов и построении отчетов на их основе. BI, управляемая процессом, охватывает все его части и не только дает значения вход-выход, но и позволяет устранять узкие места по каждому из этапов производства. Управляемая стратегией BI привязывает бизнес-аналитику к непосредственному управлению планированием и исполнением производственных заданий.

Следующим шагом, который будет сделан уже в ближайшее время, будет более тесное сплетение BI и управлением бизнес-процессом (Business Process Management, BPM) — первыми его сделают Tibco и BEA Systems.

2. Разработчики инфраструктуры и больших приложений (Microsoft, Oracle и SAP) также довели свои продукты до конкурентного уровня на рынке BIP. Это в свою очередь подвигло других крупных разработчиков (IBM, HP и Sun) хотя бы обозначить свое присутствие на этом рынке.

Однако следует заметить, что достаточно зрелыми уже являются и т.н. технологии выравнивания (flattening technologies), такие, как Ajax, язык запросов MDX, «внутрипамятная» (in-memory) аналитика для улучшения производительности вычислительных систем, а также Excel Services for Office. Эти технологии существенно облегчили разработчикам ПО использование BI-функциональности в своих продуктах самого различного назначения. Очевидно, что это — еще один камень, выбитый из-под ног разработчиков как чистого BI, так и крупных комплексных приложений и инфраструктуры. Теперь их техническое преимущество, накапливаемое годами, растаскивают по кускам гораздо более гибкие небольшие компании-разработчики. Другими словами, коллектив из десятка-другого разработчиков, даже не имеющий своего офиса, теперь может перечеркнуть многомиллионные инвестиции софтверных гигантов.

Прогноз

Организации увеличивают свои расходы на BI. Долгосрочные перспективы рынка выглядят обнадеживающими, тем более, что крупные организации вкладывают капитал в исполнительные управленческие инициативы и используют BI, чтобы выполнить строгое регулятивное законодательство по отчетности.

Область применения BIP расширяется, появляются дополнительные возможности для выхода на большее количество сегментов и типов пользователей. «BI для высших руководителей и аналитиков» уступает теперь место «BI для всех» —для исполнителей, менеджеров всех звеньев и все более и более — для внешних клиентов и деловых партнеров.

Кроме областей своего типичного развертывания — запросов, построения отчетов, и OLAP, BI распространяется в области KPI, индикаторных панелей, виртуализации и предиктивного моделирования.

Вместе с тем, эти два фактора роста — больше типов пользователей и больше способностей — будут сдерживаться более гибкой политикой ценообразования у поставщиков, которая будет неизбежно следовать в силу возрастающей конкуренции с разработчиками больших приложений и инфраструктуры.

Результирующий эффект всех указанных факторов — рынок BIP продолжит уверенно расти в течение следующих пяти лет с темпами роста доходов 9,5% вплоть до 2010.

2010: Это назвали Data Discovery

Просто удивительно, как любят сейлы звучные лозунги. Что ж, не похвалишь, не продашь. Вообще-то, основное значение слова Discovery — открытие. Но этот термин совпадает, например, с привычным «открытием файла». Поэтому во избежание путаницы и разнотолков у нас его не совсем точно переводят как «обнаружение». Тем не менее, это все же ближе к таким выражениям, как, например, «открытие Америки» или «научное открытие»

Согласно довольно запутанному определению, технология Data Discovery должна позволять установить само наличие источников данных; оценить пригодность найденных источников данных для конкретных целей; определить, как получить доступ к данным, находящимся в этом источнике. При этом Discovery Metadata — это метаданные довольно высокого уровня, содержащие краткую информацию о ресурсах, которые будут использоваться при поиске и, при необходимости, ссылки на более детализированные метаданные .

Так вот, в 2010 г. бизнес буквально выкрутил руки традиционным поставщикам средств и инструментов BI, часто отдавая предпочтение именно разработчикам Data Discovery инструментов. Единственное, что сдерживало эту тенденцию — то, что пользователи редко решались отойти от привычных, встроенных в платформы и надежных традиционных средств BI.

Обзор рынка

Если говорить одной фразой, то со стороны потребителей рынок BIP в 2010 г. определялся усиленным противостояниям требований бизнес-пользователей в области гибкости решений и простоты их использования с одной стороны, и и требованиями IT в области стандартов и контроля — с другой. Впервые в истории BI «непринужденность использования» доминирует над «превосходной функциональностью» при выборе основного критерия покупки.

Потребители сейчас оказались в сложном положении, несколько опасаясь новоявленных поставщиков средств класса Data Discovery и в то же время неудовлетворенные тем, что предлагают специализированные и крупные традиционные разработчики. Поэтому последние пока сохраняют за собой основную часть рынка. Но и им приходится прибегать к различным маркетинговым ходам — они выпускают специальные расширения к уже имеющимся платформам, обещают новые полные релизы приложений, подчеркивают наличие вертикальной интеграции и т.д.

Таким образом, рынок BIP поляризуется и сейчас во многом парадоксален. Покупатели должны быть здесь осторожны и рассматривать перед принятием окончательного решения много факторов, в том числе и таких, о которых несколькими годами ранее и представления не имели. Взрыв Data Discovery Platform (DDP) обусловил необходимость портфельного подхода. В последние два года рынок BIP уже характеризовался раздвоением с точки зрения потребителей.

Две большие разницы

Чтобы было окончательно понятно, что так переполошило рынок BIP, попробем сравнительно рассмотреть их по ряду параметров.

1. Традиционная корпоративная BIP

  • Основные потребители: большие стабильные IT-подразделения;
  • Основные поставщики: мегавендоры и крупные специализированные компании;
  • Подход: сверху вниз — моделирование на семантическом уровне и запросы к существующим хранилищам данных;Пользовательский интерфейс: отчеты и приборные панели KPI;
  • Использование: мониторинг и построение отчетов;
  • Развертывание: консультанты.

2. Data Discovery Platforms (DDP)

  • Основные потребители: непосредственно бизнес-пользователи;
  • Основные поставщики: маленькие, быстро растущие независимые разработчики;
  • Подход: вверх ногами — бизнес-пользователь смесь данных разных типов помещает в специальное хранилище;
  • Пользовательский интерфейс: визуализация;
  • Использование: анализ загруженных данных;
  • Развертывание: пользователи.

Пропасть между этими направлениями все углубляется, и этому есть очевидная причина. Обычные пользователи хотели бы работать в DDP, поскольку отпадает необходимость в привлечении высоколобых (и очень дорогих) жрецов от аналитики — правда, расплачиваясь за это тем, что в компаниях со временем накопится большое количество фрагментированных бункеров данных (data silos), вместе с определениями и привлеченными инструментами. Впрочем, ничем особо страшным это не грозит. Объемы физической памяти сегодня можно наращивать чуть ли не до бесконечности, многие бункеры никогда больше не будут использоваться и подлежат удалению (или вытеснению на внешние носители), а для «рассилосивания» наверняка вскоре появятся специальные инструменты.

По зрелому размышлению, именно это и подтолкнуло IT-подразделения нарушить свою преданность стандартизации и единственному поставщику и перейти к более прагматическому портфельному подходу. Другими словами, речь идет и о новой инфраструктуре, и о новой методологии построения корпоративных систем, и о новых процессах управления ими.

Но вряд ли кто поверит, что традиционные поставщики BIP сидят сложа руки. У них большая клиентская база, которая при любых внешних воздействиях и новшествах будет рассасываться довольно медленно, стараясь как можно полнее использовать сделанные инвестиции. Скорее, они попытаются не изменять свои системы, а доказать пользователям, что и с их инструментами очень легко, удобно и эффективно работать. Это Microsoft с PowerPivot, SAP с SAP BusinessObjects Explorer, IBM с IBM Cognos Express и Information Builders с WebFocus Visual Discovery.

Еще два-три года назад мы сочувственно вздыхали при очередном поглощении BI-разработчиками грандами рынка. Сегодня поневоле задумаешься, кто в конце концов выиграл, а кто проиграл — те, кто продал свои компании, или те, кто купил их. Тем более, что DDP-разработчики, согласно законам жанра, последовательно развивают свои системы. 2009 г. характеризовался относительно небольшими внедрениями (до 350 рабочих мест и 200 ГБ данных). Но уже в прошлом году они перешагнули этот предел и двинулись дальше, масштабируя и функционально усложняя системы. Так, успехи на корпоративном рынке — главная причина, почему QlikTech буквально ворвался в сетор лидеров, утроив за год масштабы своих внедрений. Более того, большинство ее клиентов теперь рассматривают QlikTech как стандарт платформы BI.

Отвернув уголок занавески…

Gartner Group считает, что BIP является сейчас и останется в ближайшем будущем одним из наиболее быстро растущих рынков ПО, несмотря на вялый экономический рост в большинстве регионов мира. Организации все более благосклонно относятся к BI как к необходимому инструменту для более умного, быстрого и эффективного бизнеса.

Согласно последнему опросу CIO, BI был технологией номер один в течение последних четырех лет. Однако медленный рост экономики и все более жизнеспособные дешевые альтернативы, как ожидается, приведут к снижению его позиций в пределах однозначных чисел уже в 2011 г. и несколько последующих лет. Ежегодные темпы роста рынка BIP составит 7-8%.

Главные факторы, которые будут стимулировать рынок BIP, следующие.

1. Консумеризация BI

К настоящему времени сформировалось определение для бизнес-аналитики второго десятилетия: инструменты BI должны быть простыми, мобильными и «забавными». Человек фактически должен играть в BI. Сегодня, описывая требования к своему инструменту бизнес-аналитики, большинство пользователей хотели бы, чтобы он был таким же быстрым и удобным, как Google, iPhone, iPad или Facebook.

2. Мобильность

Здесь пояснять особенно нечего. Отметим только, что 2010 г. является своеобразной точкой перегиба — во-первых, есть соответствующее мобильное ПО, а, во вторых, есть достаточно большие планшеты, чтобы на них было удобно работать с таблицами и графиками аналитики.

3. Новые системы хранения данных

Они позволяют работать с большими объемами данных, с динамически меняющимися данными и данными разных типов одновременно. Сюда же относится технология обработки In-memory. Еще один фактор роста применения BI — грядущее распространение сайтов со встроенной аналитикой, которые за счет ее применения позволяют увеличить доход от них и осуществлять дифференцированное обслуживание посетителей.

Любопытно, что хорошо раскрученные облачные технологии и SaaS слабо воспринимают BI — неясно, куда направлять запросы на BI-обработку и какого масштаба должна быть система для этого. А вот в пределах предприятия или на площадке локального сайта ей самое место. Это очень существенный фактор, который может затормозить развитие SaaS и облачных вычислений или ограничить сферы их применений.

4. BI как платформа для принятия решений

Как уже было указано выше, BI теперь начинает встраиваться в бизнес-процессы. Это значит, что если раньше при необходимости данные передавались в BI-систему и решение петлей возвращалось обратно, то теперь этот процесс пойдет линейно, в реальном времени. Принципиальное отличие понятно, но опыта использования такого подхода и примеров отдачи от него пока нет. Другими словами, близится закат внешних индикаторных панелей и KPI будут автоматически работать внутри бизнес-процессов — быстрее и точнее. Ожидаемый эффект оценивается повышением скорости точной реакции на события примерно на 30%.

5. Совместное принятие решений

Принятие правильных решений, собственно, и отличает успешные компании от неуспешных. Сегодня огромное число организаций принимает множество совместных (а значит, компромиссных) решений с нейтральным или отрицательным результатом. Очевидно, что здесь срабатывает человеческий фактор: важнее подстраховаться и воздержаться, чем принять рискованное решение. Теперь решения станут не интуитивными, а более просчитанными и обоснованными.

А вот немного фантастики: объединение BI с партнерскими и социальными сетями может позволить запускать предприятие, а то и целую отрасль при наивысшем интересе общества к тому или иному продукту, а также вовремя внести изменения в продукт для сохранения спроса.

Все это несколько неожиданно…

Предполагалось, что в данной статье также будет дан аналитический обзор изменений положения BIP-компаний в течение последних пяти лет. Теперь становится ясно, что это делать бессмысленно. Положение в секторе примерно такое, как на Черноморской кинофабрике, куда Остап Бендер пытался продать сценарий фильма «Шея». Немого кино уже нет. Звукового кино еще нет.

Так что уже как-то неинтересна возня старых компаний в старой песочнице — покупки, слияния, банкротства... В бизнес-аналитику вливается свежая кровь. Традиционные корпоративные системы потихоньку сдают свои позиции. В технологическом плане SaaS и облака их доконают. Но и их адепты сейчас в некотором замешательстве: непонятно, как быть с BI. Так что остается кратко повторить новую мантру: консумеризация, мобильность, всеядность.

2006-2010 Во что превращается бизнес-анализ?

2006-2010 Во что превращается бизнес-анализ?