`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Цифровая фотография: наступление по всем фронтам

0 
 

Украинский рынок цифровых фотокамер -- наверное, один из самых быстрорастущих из всех областей IT. Несмотря на то что с 2003 года рост мировых продаж этих устройств, по прогнозам маркетинговых агентств, будет постепенно замедляться, в Украине рынок еще очень далек от насыщения.
По данным Nikkei Market Access, в 2002 г. мировые продажи цифровых камер росли гораздо интенсивнее, чем ожидалось. Если в феврале предсказывался рост объемов до 19,27 млн. штук, то уже в июле исследователи вынуждены были пересмотреть свои данные и увеличить прогнозируемый объем до 22,7 млн. Впоследствии и эту цифру пришлось изменить. Превзойдя самые смелые ожидания, декабрьские продажи превысили 4 млн. штук, из-за чего итоговый годичный прогноз пришлось увеличить до 26,54 млн. -- на 59,3% больше, чем в 2001 г.

Цифровая фотография наступление по всем фронтамКак сообщается в отчете Nikkei Market Access, рынок будет расти и в 2003 г., однако, скорее всего, уже не так активно. Ряд крупнейших производителей камер планируют и дальше наращивать продажи на 50--60% ежегодно, но с учетом прогнозируемых общемировых объемов сбыта, которые в текущем году составят примерно 30 млн. штук, реализовать такое количество устройств за счет простого увеличения спроса будет нереально. Поэтому поставщики надеются выиграть либо в конкурентной борьбе, либо путем объединения маркетинга по примеру Konica и Minolta.

Объем украинского рынка в 2002 году, по усредненным оценкам поставщиков, составляет около 19--20 тыс. штук, а уже в 2003 году эта цифра может удвоиться.

Цифровая фотография наступление по всем фронтамПродолжению активного роста продаж в нашей стране способствуют несколько факторов. По мнению Игоря Волынского, несколько лет развивавшего направление цифровой фототехники в представительстве Minolta, если раньше цифровые камеры зачастую рассматривались только как устройства хранения большого количества электронных фотографий, то к сегодняшнему дню мотивация покупателей претерпела определенные изменения. Благодаря росту качества фотопринтеров, снижению их цены и доступности услуг печати в фотостудиях, камеры теперь приобретают с целью последующего вывода снимков на печать, в том числе и крупного формата.


Каждой камере -- своего клиента!

Столь стремительный рост продаж из года в год -- одна из причин отсутствия общепринятого среди поставщиков взгляда на сегментирование рынка. Среди всех характеристик камер более или менее постоянными остаются только технические, в частности количество пикселов в светочувствительном сенсоре и его диагональ. Хотя классификация по этим признакам тоже не вполне универсальна, именно их мы выбрали для последующего анализа ситуации.

Условно рынок можно поделить на нижний (low-end), средний (middle-end), полупрофессиональный и профессиональный сегменты. Устройства разного класса отличаются целевыми группами покупателей и, соответственно, различными подходами в продвижении.

Нижнюю нишу составляют камеры с сенсорами до 2 мегапикселов и диагональю менее 1/2,7 дюйма. Эти аппараты до сих пор пользуются спросом из-за относительно невысокой цены (до $200 за камеру). Однако их покупателей с каждым годом становится все меньше. Связано это прежде всего с тем, что требования пользователей к качеству снимков для печати на фотобумаге постоянно растут.

Категории средних и полупрофессиональных камер с диагональю сенсора от 1/2,7 до 1/1,8 дюйма и количеством пикселов 2--4 млн. -- самые популярные. На этот сегмент рынка приходится основная масса предложений поставщиков и подавляющее большинство продаж в "штучном" выражении. В отличие от low-end устройства среднего класса оснащаются более качественной оптикой, предполагают эффективную математическую обработку изображения и предусматривают функции, позволяющие получить приемлемое качество снимков для домашнего альбома, в том числе и печатного. Кроме того, такие камеры, отмечает Вячеслав Макайда, менеджер по продажам компании "Юг-Контракт", используют для перевода бумажных форм в электронный вид: в некоторых случаях документ проще сфотографировать, чем отсканировать. Что касается коммерческого применения, то камеры среднего класса пользуются спросом у компаний различных направлений деятельности -- рекламных агентств, Web-студий, страховых и риэлтерских фирм. Большинству из них достаточно того качества, которое обеспечивает 2-мегапиксельное устройство: разрешения 1600 1200 пикселов вполне хватает и для работы со снимками на компьютере, и для печати фотографий размером 10 15 см. Исключением могут быть требования издательств и дизайн-студий. На них ориентированы 3--4-мегапиксельные аппараты.

Уровень профессиональных устройств начинается с 5--6-мегапиксельного сенсора с диагональю 2/3 дюйма. Здесь же представлены и SLR-аппараты. Несмотря на растущее качество камер, предлагаемых для этого сегмента, профессионалы еще не рассматривают их в роли основного рабочего инструмента. Цифровые камеры активно используются для общей иллюстрации рекламных идей: большинство фотографов очень часто являются их авторами. Кроме того, такие устройства служат им чем-то вроде "записной книжки" для фиксирования интерьера помещения, постановки света, съемок кастинга, текстур и т. п. Для основной съемки камеры пока не годятся по целому ряду причин. Во-первых, это недостаточная глубина цвета (12 bit), не позволяющая с одинаковым качеством снимать фрагменты разных по яркости оттенков в рамках одного кадра. Отчасти решением этой проблемы служит Digital Back -- аксессуар для камеры, который многократно сканирует изображение в нескольких цветовых каналах и затем с помощью математических алгоритмов выравнивает цветовые "всплески" и "провалы". Однако для экспозиции изображения с помощью Digital Back необходимо 10--15 минут, что возможно в условиях студии, но не при съемках движущихся объектов или на природе. Кроме того, устройство обладает весьма высокой стоимостью. Цена Digital Back составляет 10--30 тыс. долл.

Еще одним существенным минусом являются искажения по краям картинки, связанные с разницей светового потока, попадающего на периферию и в центр сенсора. Особенно принципиальной проблема становится при использовании широкоугольных объективов. Математических алгоритмов, исправляющих этот принципиальный дефект, пока недостаточно, хотя их совершенствование проводится постоянно. По мнению фотографов, в идеале сенсор должен иметь параболическую форму, когда каждая ячейка равноудалена от внутренней плоскости объектива. Однако вырастить такую матрицу с идеальными пропорциями практически невозможно.

Среди остальных факторов, ограничивающих использование цифровых камер профессионалами, -- негерметичность корпуса (в основном из-за сменной оптики), электромагнитные поля, формируемые внешними и внутренними излучателями, а также отсутствие статистики производителей относительно нормативов "мертвых" пикселов. Тем не менее разработчики камер делают шаги навстречу фотографам-профессионалам. Самой, пожалуй, благосклонно воспринимаемой тенденцией является совместимость аналоговых и цифровых камер на уровне съемных объективов в рамках устройств одного производителя. Большим достижением, считает Ольга Литвинова, коммерческий представитель департамента фототехники Minolta, стало появление в прошлом году цифровых камер с сенсорами, рабочая площадь которых соответствует размеру кадра 35-миллиметровой пленки.

Большим спросом профессиональные камеры пользуются у фотокорреспондентов и специалистов, ориентированных на съемку динамичных объектов. Здесь принципиально важными становятся другие возможности камер: высокая скорость беспрерывной съемки (7--8 кадров/с, хотя для многих ситуаций достаточно 3--4 кадров/с), регулировка диафрагмы, большой ресурс работы затвора.

По мнению Ольги Котовой, менеджера компании DataLux по цифровой фототехнике, каждый из сегментов по-своему привлекателен для поставщика. Камеры уровня low- и middle-end приносят прибыль за счет объемов, а полупрофессиональный и профессиональный сегменты интересны с точки зрения высокой рентабельности в перерасчете на единицу реализованной продукции, а также тем, что дополнительное оборудование и аксессуары к таким камерам покупаются в большем объеме.


Каналы и лидеры рынка

Производители цифровых камер в свое время выходили на рынок из тех сфер, где их позиции традиционно сильны. Несколько смежных рыночных сегментов стали отправной точкой в область цифрового фото для подавляющего большинства брэндов.

Наиболее близким по специфике является, конечно, рынок аналоговой фототехники. Canon, Nikon, Kodak, Konica, Minolta, Pentax выстраивали маркетинг цифрового фото, опираясь на признание своих марок профессиональными фотографами и опытными любителями. Многие из перечисленных брэндов до недавнего времени вообще не были ориентированы на низкий и средний сегменты, включая в свои линейки только модели для искушенных пользователей. Стремление любителей приобщиться к когорте специалистов в какой-то степени обусловило успех этих марок в сегментах полупрофессиональных и средних камер.

С фоторынка в область цифровых камер пришла и Olympus, вовремя рассмотревшая перспективность этого направления. Позиции брэнда традиционно сильны в секторе недорогих аналоговых фотоаппаратов стоимостью до $300. Благодаря удачной ценовой политике и широкой линейке компании удалось повторить успех и с цифровыми ка­мерами. По данным "Юг-Контракт", в 2002 году доля продукции Olympus составила более 70% всех продаж компании. О многом говорит и тот факт, что относившиеся ранее с недоверием к Olympus профессионалы теперь активно работают с ее "флагманскими" моделями.

Еще одним достаточно мощным каналом сбыта является рынок IT. Потенциалом этого активно развивающегося направления стремятся воспользоваться производители, уже обладающие налаженной структурой сбыта, в частности через салоны компьютерной и офисной техники. Наиболее ярким представителем, пришедшим из IT, является HP, которая позиционирует себя в качестве поставщика полного спектра решений для формирования, обработки, хранения и печати изображений.

Через IT-канал к цифровому фото пришли также Sony, Samsung, BenQ, Epson, Mustek и Sanyo. Во многом благодаря активности IT-поставщиков популярности добились модели Canon среднего класса.

Востребованность недорогих бытовых электронных устройств привлекла на рынок цифровых камер такой брэнд, как Casio. Предлагая достаточные для фотографа-любителя качество и надежность, Casio смогла занять нишу недорогих аппаратов, создав таким образом серьезную конкуренцию тайваньским и китайским noname.

Пожалуй, одним из немногих общепризнанных брэндов, не представленных в Украине по сей день, является Fujifilm. Как говорят местные поставщики, пока заниматься продвижением этих камер на тех условиях, которые корпорация готова предложить, просто невыгодно. Тем не менее в мировом масштабе Fujifilm входит в число шести компаний, сумма рыночных долей которых составляет до 90%. В Украине к сегодняшнему дню ведущая "пятерка" объединяет Olympus, Canon, Nikon, Sony и Minolta.


Аксессуары и услуги

Вместе с продажами камер заметно растут объемы реализации аксессуаров для них. Принимая во внимание их достаточно большое для портативного устройства энергопотребление, основным спросом пользуются дополнительные аккумуляторы. Это особенно актуально для моделей, в которых применены уникальные питающие элементы, недоступные в свободной продаже. Еще одним популярным аксессуаром являются флэш-карты. Наиболее востребованная емкость, по данным местных поставщиков, выросла с 64 MB в 2001 г. до 128 MB в 2002 г. Карты большей емкости -- 256 MВ и 512 MB -- находят своих покупателей среди профессиональных фотографов.

Остальные аксессуары, включая USB-кардридеры, съемную оптику, внешние вспышки и т. п., также пользуются спросом, однако объем их продаж пока сравнительно мал.

В сфере услуг печати фотографий с электронных носителей в последние год-полтора наблюдается подъем -- вполне закономерное явление, принимая во внимание темпы роста продаж цифровой техники. По словам Виктора Гридасова, генерального директора "Эксар", на сегодняшний день объем услуг фотоцентра по обработке и печати фотографий с пленки и с цифровых носителей достиг пропорции 50/50 в денежном выражении. В ближайшее время в этой нише ожидается бум. Стремительно возрастающий спрос может стать локомотивом, который позволит снизить стоимость печати цифрового кадра в фотостудиях и довести ее до уровня цен на печать фотографий с пленки.

Столь лакомый рынок, конечно, привлекает и новых игроков из числа фотостудий, и спрос на цифровые мини-лаборатории тоже постепенно растет. Принципиальным в выборе этого достаточно дорогого устройства является качество сервисного обслуживания. Отечественные инженеры уже вполне освоили навыки проведения профилактических работ. Проблемой остаются запчасти, доставка которых в сжатые сроки со складов вендоров не всегда возможна. Наладить грамотную сервисную поддержку могут только представительства производителей и их дистрибьюторы, хотя главным и для тех, и для других остается целесообразность содержания складов запчастей -- парк установленных лабораторий иногда не окупает затраты на их содержание. Благодаря, в основном, дистрибьюторам, в Украине распространены лаборатории Noritsu, Agfa, Fujifilm и Gretag, имеющие оптимальные соотношения качества и формата печати, разрешения снимков и их себестоимости. Что касается представительств, нельзя не отметить работу на местном рынке Konica, которая активизировала как техническую, так и маркетинговую поддержку продаж в Украине.


Завтра будет лучше, чем вчера?

В качестве одной из ключевых тенденций в ближайшие год-два можно рассматривать противостояние технологий CMOS и CCD. Первые комментарии экспертов о том, что в своем развитии CCD в течение 3--4 лет достигнут физического предела, появились еще в начале 2002 года, хотя целый ряд разработчиков этой технологии небезуспешно увеличивают ее потенциал. Даже на этом фоне CMOS еще весьма далека от барьера, который ограничивает ее дальнейшее совершенствование. По данным исследователей Cahners In-Stat Group, к концу 2003 г. CMOS-сенсоры будут практически безраздельно господствовать в сегменте цифровых камер стоимостью до $500, доля которых составит около 65% от общемирового объема продаж. В нише профессиональной фототехники CMOS-технологию активно продвигает Canon, чье влияние на рынок весьма велико. CCD в то же время будет доминировать среди камер дороже $500. Пока же, по словам Андрея Погребного, начальника отдела фото- и видеотехники компании "Эликс-Центр", украинские покупатели редко интересуются тем, какой сенсор применен в камере.

В любом случае ожидать в недалеком будущем каких-то резких изменений цен не приходится. CCD вряд ли будут дешеветь с учетом все еще ощущаемого дефицита матриц, а разработчикам CMOS придется совершить маленькую технологическую революцию, которая позволит уменьшить себестоимость производства сенсоров. Так или иначе, объявленное увеличение мощностей фабрик в Китае и Индонезии -- этим сейчас занимаются почти все вендоры -- после запуска сможет удовлетворить лишь текущие потребности рынка. Поэтому о каком-либо избытке предложений, влияющем на конечную стоимость продукта, в данном случае говорить не приходится.

Прошлогодняя выставка photokina показала, что производители не собираются останавливаться на достигнутом количестве пикселов. Главными потребителями "многопиксельных" камер являются профессиональные фотографы, но пока они скептически относятся к таким изысканиям, главным образом, из-за высокой стоимости конечного продукта.

Многие украинские дистрибьюторы надеются на то, что с падением цены (на некоторые линейки она все еще выше, чем в Европе) цифровые камеры будут доступны для государственных учреждений. Стремление Украины к интеграции в европейское сообщество накладывает определенные обязательства по обмену информацией, в частности на уровне силовых ведомств. Примеры использования цифровой фототехники для визуального документирования в нашей стране есть. Для протоколи­рования цифровыми камерами пользуются сотрудники страховых компаний, отвечающие за расследование обстоятельств страховых случаев.

В целях дополнительного сти­мулирования спроса поставщики стремятся предложить покупателям максимально удобные схемы оплаты. Многие уже внедрили программы рассрочки платежей и кредитования. Ряд компаний планирует передавать камеры во временное пользование, чтобы потенциальные покупатели смогли оценить ее работу в необходимых им условиях. Конечно, это касается прежде всего аппаратов полупрофессионального и профессионального классов. Для тех, кому камера любого уровня нужна относительно редко, предлагаются услуги аренды. В киевских компаниях 2--3-мегапиксельный цифровой фотоаппарат со всеми необходимыми аксессуарами можно взять напрокат за 150--220 грн в день.

С большой долей вероятности можно предположить, что в случае появления мобильных телефонов со встроенными 1,3-мегапиксельными цифровыми камерами ниша low-end-фотоаппаратов в качестве конкурентов получит устройства, которые по уровню популярности и функциональности существенно превосходят первые.

Рост потребности в услугах печати фотографий с электронных носителей рано или поздно приблизит фотостудии к необходимости предложения услуг автоматизированной обработки снимков. В не столь отдаленном будущем в Украине, возможно, появятся киоски, с помощью которых пользователи смогут самостоятельно выбирать и печатать фотографии.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT