`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дворники-миллионеры

0 
 

Ух, как мы ненавидим богатых! Всеми фибрами души. А как мы любим анекдоты о тупых новых русских! Один мой знакомый заметил, что анекдоты эти, в основном, про то, как новые русские или новые украинцы тратят деньги, но странно, почти нет анекдотов о том, как они их зарабатывают.

Не успел господин Чубайс распорядиться гонораром за книгу, на телевидении уже замелькали сюжеты об осуждающих «псевдописателей и их камарилью» собраниях трудовых коллективов, в России разразился раскрученный по заказу очередной правительственный кризис. По телевизору дикторы с ужасом произносили сумму гонорара за «Приватизацию в России». А ведь за несколько недель до этого Чубайс лично встречался с «самым богатым писателем современности», который, правда, свое состояние сделал отнюдь не написанием книжек, а в основном, выпуском дискеток и компакт-дисков с программным обеспечением. Немного похожие друг на друга, Гейтс и Чубайс разговаривали о том, что у обоих одинаковые ноутбуки и о прочей «ерунде», нет, чтоб обсудить загодя проблему авторских гонораров. Хотя вряд ли у господина Гейтса журналисты выведывали, сколько он заработал, написав «Дорогу в будущее», сумма сея — очень скромная в сравнении с его 36 млрд. долл. Для того, чтобы заработать сумму, полученную за книгу Чубайсом со товарищи, Гейтсу нужно аж... пятнадцать минут! Время, затраченное им на встречу с Чубайсом. Однако несмотря на фантастическую скорость «делания денег» (по подсчетам американских экономистов, Билл зарабатывает сейчас около 520 долларов в секунду), в списке самых богатых американцев всех времен он лишь одиннадцатый. Показатель отношения личных сбережений Уильяма Гейтса к общему валовому национальному доходу меньше, чем у нефтяных и сталелитейных королей начала века, таких как барон Ротшильд, Рокфеллер или Морган.

Ни тогда, ни сейчас весть о том, что кто-то стал на несколько тысяч, миллионов или миллиардов долларов богаче, не приводит на Западе к правительственным кризисам, забастовкам и письмам трудовых коллективов на телевидение с просьбой уволить «грабителей и капиталистов» со всех постов. В худшем случае — если это взятка правительственному чиновнику — скандал заканчивается отставкой. И дело здесь не в различиях менталитетов, а в том, что «американская мечта» стала реально доступной большинству простых людей, живущих на Североамериканском континенте и в Западной Европе. Рабочее движение начала века и революция 1917 г. в России показали «заносчивой Вандербильдихе», что с пролетариатом шутки плохи и volens nolens Ротшильдам пришлось придумывать механизмы «осуществления мечты» для всех слоев населения. Компания Гейтса также использует методы, заимствованные у старших товарищей по бизнесу. Одним из самых эффективных инструментов, помимо надежного социального страхования, пенсионных фондов, стало в последнее время «желание» руководства фирм, компаний и корпораций поделиться прибылями, а заодно и ответственностью с персоналом путем распределения среди них части акций — опционов.

Миллионы американских служащих совсем недавно узнали о том, что, собственно, представляют собой опционы, и о возможных операциях с ними — таких как игра на повышение или понижение. Традиционно опционы были одной из привилегий корпоративной элиты — руководителей высшего звена. Иногда, в порядке исключения, их счастливыми обладателями становились перспективные сотрудники начинающих компаний, не имеющих возможностей выплачивать им высокое жалование. Сегодня подобного рода поощрительные выплаты получают рядовые служащие.

Дворники-миллионеры

Инициатором такого начинания была корпорация PepsiCo, которая в 1989 г. впервые в истории корпоративной Америки предоставила каждому сотруднику опцион, общей стоимостью 10% его зарплаты. Примеру PepsiCo последовали несколько тысяч корпораций, и постепенно опцион занял почетное место лидера среди разнообразных видов доплат к зарплате, прочные позиции завоевал он и в системе поощрительных выплат. Перспектива получить опцион весьма заманчива, она заставляет лучше работать всех, от грузчиков в Federal Express до авиадиспетчеров и программистов. Хизер Бич (Heather Beach) начала работать секретаршей в основанной в 1993 г. Sibel Systems. В компании со штатом всего в шесть человек секретарь должен делать практически все - от ответов по телефону до заказов мебели. В 25 лет Хизер перешла на другую должность с более низкой зарплатой в Siebel, которая выпускает ПО для автоматизации предприятий, для того, чтобы к тридцати стать миллионершей. Четыре года спустя самые смелые мечты этой секретарши воплотились в реальность. Секрет был прост: мисс Бич предпочла часть зарплаты получать акциями или опционами, и когда в 1996 г. компания стала акционерной, количество акций увеличилось четырехкратно, и на каждый вложенный доллар Хизер получила $40. Количество секретарей, офисменеджеров, грузчиков и продавцов, обогатившихся подобным образом, возрастает, особенно это характерно для таких компаний, как Netscape Communications, Yahoo! или CNET. Джон Чамберс (John Chambers), глава компании Cisco, говорит, что около 42% акций компании находятся во владении менеджеров низшего звена, это может принести им в среднем по 100 тыс. долл. Однако ни секретарши, ни дворники в этих компаниях не спешат тратить свои вклады. Например, единственным приобретением 54-летней Дженни Адан, секретарши из Netscape, стал новый BMW 525i.

В октябре 1995 г., после длившихся без малого десять лет жарких дебатов, американский совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board — FASB) постановил, наконец, что корпорации не обязаны показывать в графе расходов выплаты по опционам с фиксированным сроком реализации. Начиная с этого года ориентировочная стоимость опционов будет указываться только в сносках годового отчета, что позволит работодателям существенно расширить практику предоставления опционов, не опасаясь снижения доходов. Кроме того, рост популярности опционов является следствием реинжиниринга и массового сокращения штатов, заставивших компании пересмотреть традиционные подходы к оплате труда. Капиталисты, надо отметить, не без основания считают, что если оплата труда будет привязана к котировкам акций фирмы, наемные служащие приложат максимум усилий для их роста. Цель подобной стратегии однозначна: заинтересовать каждого, дать почувствовать себя собственником предприятия, на котором он трудится.

Некоторые аналитики выражают сомнения в целесообразности предоставления опционов всем без исключения. Когда конъюнктура на фондовом рынке благоприятствует и курс акций растет, позволяя продать опционы с прибылью, невольно складывается впечатление, что это дело беспроигрышное. Но что произойдет, если курс акций начнет падать? Большинство служащих, будучи новичками на фондовом рынке и не имея опыта, вряд ли разберется, как нужно действовать. Однако основная масса опционов реализуется именно в то время, когда курс акций демонстрирует устойчивую тенденцию к росту, поэтому, как показал последний октябрьский фондовый кризис, финансовые потери рядовых служащих не столь велики. У многих американских компаний есть опыт внедрения программ, напоминающих предоставление опционов по планам участия в прибылях ESOP (Employee StockOwnership Plans), или пенсионных планов 401к («полмиллиона к пенсии»). Прибыль, которую сулят служащим корпоративные опционы, активно используется компаниями как действенное средство, которое помогает администрации удерживать ценных сотрудников. Если раньше текучесть кадров в компьютерных магазинах CompUSA достигала 200%, то теперь, после предоставления каждому сотруднику, включая помощников, опцион в размере 10% выплаченной зарплаты прошлого года, она снизилась до 30—38%. Согласно исследованию Sanford С. Berstein & Co., общий объем опционов, реализованных компаниями, увеличился в десять раз с 59 млрд. долл. в 1985 г. до 600 млрд. долл. в 1996 г. Более 90% компаний открытого типа имеют планы по реализации опционов среди сотрудников. В мае этого года Япония приняла закон, поощряющий использование опционов для вознаграждения сотрудников.

Как работает система реализации опционов:
+ компания предлагает сотруднику приобрести определенное количество своих акций (опцион) по фиксированной цене;
+ после оговоренного периода (от одного года до пяти лет) работник выкупает (т. е. получает, если согласился вносить за акции из зарплаты) опцион;
+ работник имеет право реализовать его на фондовом рынке. Скажем, вы имеете право на
1000 акций вашей компании стоимостью по $5. Через пять лет, если эти акции поднялись в цене до $25, вы сможете купить за $5000 ценных бумаг вашей фирмы общей стоимостью $25000, и прибыль до выплаты налогов составит $20000. Например, оборот компании Oracle в период с 1983 г. по настоящее время увеличился с пяти миллионов до пяти миллиардов долларов. За акцию, которая стоила не более $5, теперь можно получить до $2000.

Популяризации опционов в Кремниевой Долине послужил также рост акций компаний, которые акционировались в 1986 г. Это Oracle, Sun Microsystems, Silicon Graphics, Adobe Systems, Informix и, конечно, Microsoft. По оценкам экспертов Уолл-Стрит, из 11 тысяч работников Microsoft более двух тысяч имеют опционы, стоимостью свыше миллиона долларов. Видимо, это одна из причин, по которой мы вряд ли дождемся писем трудового коллектива отделения электронных таблиц фирмы Microsoft по поводу расследования правильности выплаченных мистеру Гейтсу гонораров.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT