`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Маленький Большой Чипмейкер

+11
голос

Маленький Большой Чипмейкер

Однажды, играя с маленькой дочкой, я случайно наступил на приставку Dendy, крошечное устройство,не привыкшее к такому обращению, тут же взорвалось. Под оглушительный рев ребенка я попытался было воссоздать первоначальный вид изделия, но короткое замыкание навсегда вырвало из рядов бытовой электроники одного из лучших ее представителей. Внутри игровой приставки обнаружилось нечто, что меня жутко заинтересовало (в силу профессиональных пристрастий), а именно, моему взору предстал  процессор фирмы, название которой не просто ни о чем мне не говорило, а скорее, наоборот, его можно было принять за гробовое молчание.

Вообще-то в мире не столь много предприятий, способных производить интегральные микросхемы, и хотя таковых сегодня насчитывается несколько тысяч, большинство из них достаточно известно (по меньшей мере, тем, кого это интересует). На заре же далекого полупроводникового прошлого таких фирм было гораздо меньше, и не составляло особого труда пересчитать их на пальцах одной руки. Развитие этих компаний происходило почти в полном соответствии библейским канонам: сначала была Shockley Labs, она породила Fairchild, Fairchild породила National Semiconductor (1967), Intel (1968) и AMD (1969), от которых в свою очередь произошли LSI Logic, Zilog и Cirrus Logic, а уж от них — Chips&Technologies, S3, Planet Web, Xilinx и 3Dfx. Дальше все шло как в школьном учебнике биологии, в главе «Метод деления простейших». Кремниевая Долина заполнилась фирмами и фирмочками, сотрудники и ведущие менеджеры которых раньше работали чуть ли не в одной компании. Через десяток лет, когда они соскучились по общению друг с другом, начался обратный процесс. Так, AMD поглотила NexGen, National Semiconductor — Cyrix, Intel — Chips&Technologies... рецидивы наблюдаются и сейчас. Не успев «прожевать» свои недавние приобретения, гиганты уже поглядывают на очередные жертвы.

Компании, занимающиеся производством процессоров для компьютеров, всегда на слуху, о них пишут, для них открывают специальные колонки в толстых газетах, таких как «San-Francisco Chronicle» или «Financial Times». Подобных компаний становится все меньше и меньше, поэтому всякий раз, когда дает о себе знать новая, к ней проявляют пристальное внимание. И для того чтобы тебя заметили, достаточно объявить, что ты скоро выпускаешь новый чип, который перевернет планету Земля вверх тормашками (кстати, реально его выпускать совсем не обязательно).

В тени светил микропроцессорного бизнеса, проводящих шумные рекламные кампании и вырывающих из рук друг друга патенты в залах суда, находится целый сонм относительно маленьких и даже относительно больших фирм, усилиями которых еще в прошлом году оборот по полупроводниковым компонентам для бытовых приборов, коммерческой и промышленной электроники превысил оборот по процессорам для ПК в полтора раза. Событие это каким-то образом осталось незамеченным широкой публикой, что, в общем, и понятно, ведь сведения об этих компаниях нужно выуживать из специальных заумных журналов, которые читают, в основном, венчурные капиталисты-инвесторы и очкарики третьего курса промышленной электроники Массачусетского Технологического.

Некоторые из этих компаний в силу разных обстоятельств попадают на страницы бизнес-журналов, советующих «чайникам» из числа мелких инвесторов (именуемых в прежние времена буржуазными обывателями), куда выгоднее вкладывать «кровно» заработанные средства. Пользуясь проверенным методом «ловли тараканов на свет», удалось раздобыть информацию о тех фирмах, названия которых вы можете так никогда и не услышать (увидеть) в своей жизни, если случайно не поломаете какую-нибудь новейшую электронную игрушку.

Уже в недалеком будущем нас ждет нашествие цифровых ТВ-декодеров, 64-разрядных игровых приставок и DVD-плейеров. По мнению аналитиков, стоимость подобных устройств не должна превышать $200—500, поэтому появился большой спрос на высокоинтегрированные решения, заниматься которыми крупным фирмам, несмотря на их хваленые бюджеты, было недосуг. Вот тут-то и вышли на арену фирмы и фирмочки с «почти готовыми к употреблению» разработками.

Самая крупная из них — SGS-Thomson, этот франко-итальянский бегемот всегда прятался в тени, подальше от интересов ревнивых компаний, производящих процессоры для ПК, хотя и сам иногда промышлял таким образом и сейчас вынашивает некоторые планы. По большому счету SGS всегда стремилась в те ниши, где конкуренция минимальна, и избегала сегментов рынка, типа чипов памяти, где позиции производителей могли быть шатки. Такая стратегия позволила компании достичь в прошлом году оборота в три с половиной миллиарда долларов и захватить львиную долю производства чипов для европейских телефонных карточек, телевизоров и электронных систем для автомобильных карбюраторов.

К той же когорте, что и SGS, можно отнести созданную в 1980 г. бывшим сотрудником Fairchild Semiconductor Уилфредом Корриганом (Wilfred Corrigan) компанию LSI Logic. Она стала своеобразным законодателем мод в производстве микросхем, способных интегрировать различные функции, что дает возможность выпускать устройства, базирующиеся всего на одном чипе. Фортуна повернулась лицом к LSI Logic после того, как корпорация Sony объявила об использовании чипа LSI в своей самой известной игровой приставке Sony PlayStation.

LSI Logic в 1996 г. вырос на 119%, составив 238 млн. долл. при общем обороте в 1,3 млрд. долл. Конкурентом на рынке приставок для фирмы стал чип, выпущенный MIPS Technologies — подразделением Silicon Graphics (64-битный RISC-процессор R4300i сейчас используется в новой приставке Nintendo 64). На рынке же цифровых спутниковых декодеров у семейства продуктов LSI Logic, Integra, появился очень серьезный соперник — Texas Instruments. Переставшая заигрывать с процессорами для ПК, TI недавно выпустила два варианта устройств для американской системы DSS (US Direct Satellite System) и европейской DVB (Digital Video Broadcast). Обе системы базируются на 40-мегагерцевом 32-битном процессоре английской фирмы Advanced RISC Machines (ARM), еще одной загадке процессорного бизнеса.

Созданная в 1985 г. под названием Acorn RISC Machines, ARM являлась подразделением Acorn Computers и первоначально должна была выпускать 32-разрядные процессоры для семейства компьютеров Acorn Archimedes — своего рода британский вызов компании Apple. Компьютеры Archimedes, в отличие от их «более удачливого» американского собрата, нашли применение только в образовательном и финансовом секторах, да и то лишь в Великобритании. Поэтому в 1990 г. после очередного финансового кризиса Acorn решила выделить ARM в самостоятельную структуру. Тут же нашлись добрые дяденьки в лице Apple и VLSI Technology, которые инвестировали в компанию более пяти миллионов долларов, получив пакеты акций, составившие 4 3 % и 7 % соответственно. С этого момента на ARM снизошла благодать в виде ежегодного среднего прироста оборота в размере 73%. Кстати, в марте текущего года корпорация Intel хотела приобрести около 44% акций этой компании, что вызвало большой ажиотаж на Лондонской Фондовой бирже, но сделка так и не состоялась. Однако ARM и без Intel занимает очень сильные позиции на рынке встраиваемых процессоров. Имея офисы в С Ш А , Японии, Германии и Южной Корее, эта английская компания сумела заполучить в партнеры таких гигантов, как Digital Equipment, Alcatel, Cirrus Logic, GEC-Plessey, LG, NEC, Oki, Philips, Rockwell, Samsung, Sharp, TI и Yamaha. Согласитесь, совсем неплохо для компании, чей годовой оборот составляет 27 млн. долл. Глава ARM Робин Саксби (Robin Saxby), ранее работавший в европейском отделении корпорации Motorola, убежден, что встраиваемые RISC-процессоры StrongARM смогут стать стандартом де-факто. В прошлом году компания продала 3,5 миллиона процессоров и намерена довести объем их продаж до десятков миллионов к концу столетия. Две последние ее разработки StrongARM 166 MHz и StrongARM 200 MHz, осуществлять выпуск которых помогала Digital Equipment, имеют производительность 204 Drystone MIPS (для сравнения Intel Pentium 200 MHz демонстрирует 169 MIPS). Имеются данные также и о разрабатываемой 378-мегагерцевой версии этого RISC-процессора. Иными словами, не исключено, что все это в один прекрасный день может превратить Advanced RISC Machines из no-name в настоящий brand.

Но вернемся к SGS и LSI Logic, как уже отмечалось, эти компании свои будущие планы связывают с технологией Digital Versatile Disk (DVD). Они уже объявили о намерениях по выпуску чипов для этой технологии. Стандарты DVD становятся все более близкими простому потребителю. Гранды компьютерного бизнеса наперебой сообщают о выпуске собственных систем с DVD (например, недавний анонс Gateway 2000). Хотя те, кто уже приобрел такую штуку, ежедневно носятся по магазинам, тщетно пытаясь найти какие-либо диски или программы под этот стандарт. Однако, еще не попробовав на зуб первые DVDпроигрыватели, Уолл-стрит уже объявил победителя в этом бизнесе: маленькую компанию C-Cube Microsystems из города Милпитас (Калифорния), которая производит микросхемы компрессии цифрового видео. Возглавляет эту компанию Александр Балканский (Alexandre Balkanski), создавший ее для производства интегральных микросхем, нацеленных на потребительский рынок электронных товаров (кстати, именно ее чип я обнаружил в Dendy). Кроме того, C-Cube очень успешно продавала микросхемы для технологии VCD (video compact disc), получившей широкое распространение в Азии и особенно в Китае. Продажи у C-Cube шли, что называется, «на ура»; и если в 1994 г. оборот составил всего 45 млн. долл., то уже в 1996 г. он равнялся 320 (!!!) миллионам. Компания начала разработки чипов для DVD, когда бизнес VCD «поскользнулся» на компании ESS Technology, чей офис всего в нескольких милях от СCube; конкуренты выпустили более дешевый процессор и активно стали отвоевывать рынок. Несмотря на заявления международной ассоциации MPEG, утверждающей, что в этом году будет продано не более 750 000 DVD-проигрывателей, в C-Cube не теряют надежду на благополучный исход и быстрое завоевание рынка устройств этого стандарта. Но проблема заключается в том, что как минимум еще четыре компании стоят в очереди за тем же куском DVDпирога, это уже упоминавшиеся LSI Ligic, SGSThompson, ESS и Zoran.

Кто же из них победит, посмотрим, когда я в следующий раз наступлю на DVD-плейер.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT